Сегодня в Большом театре большой праздник. За рекордных полтора месяца «Кошкин дом» - с великолепной музыкой, сценографией, песнями и танцами - полностью сдан под ключ.
Это действительно событие, ведь детских премьер – оперных и балетных – после «Доктора Айболита» не было почти пять лет.
– Я как мама четверых очень рада появлению спектакля с рейтингом "0+", – говорит исполнительница роли Курицы, лауреат международного конкурса Ольга Малиновская. – Часто для многодетных родителей проблема найти мероприятие, куда они могли бы привести всех своих детей – скажем, 9, 6 и 3 лет. И вот у нас появился такой замечательный спектакль.
Постановщики сделали все, чтобы «Кошкин дом» был комфортным для ребятишек самого разного возраста.
Режиссер-постановщик спектакля Дарья Потатурко волнуется. За семь лет работы в Большом театре Беларуси она побывала ассистентом у таких мэтров режиссуры, как Михаил Панджавидзе, Неемэ Кунингас, Пламен Карталов, Михаил Кисляров. Ярко проявила себя как постановщик гала-концертов Большого театра, в том числе в рамках Минского международного Рождественского оперного форума. И вот теперь полноценный дебют на большой оперной сцене.
Тема спектакля для нее близка и понятна.
– Когда я поступила на режиссерский факультет Санкт-Петербургской консерватории, мне сказали, что в общежитие я смогу заселиться только через месяц. А до этого живи где хочешь! А у меня во всем городе нет никого, кроме бывших однокашников из Витебского училища, – рассказывает Дарья.
Приютили ее посторонние люди, а былые друзья в приюте отказали.
Может быть, именно поэтому из огромной коллекции детских опер, хранящихся в библиотеке Большого театра Беларуси, Дарья Потатурко выбрала именно «Кошкин дом».
– Вместе с художником Катей Шиманович мы с головой окунулись в мир детства, – признается Дарья. – Мы постоянно что-то придумываем, балуемся, шалим, и это вызывает у нас массу положительных эмоций. Катя предложила использовать в оформлении идею детского конструктора – то, что привычнее всего для современных малышей. Я эту идею подхватила, и посмотрите сами, что из этого получилось.
А получился невероятный синтез оперы с кукольным театром. Такого на белорусской сцене еще не было. Ребенок, придя в театр, увидит движущиеся и поющие игрушки, которые ему будет легко различать, а значит, следить за сюжетом.
С расчетом на детское восприятие оформлены и декорации. Ребенок не нуждается в реалистических подробностях, они скорее его отвлекут. Пространство сцены выглядит как песочница, как пространство детской игры. Простые геометрические фигуры, яркие краски – но с тонкой нюансировкой, чтобы ребенок учился различать цвета.
Молодой театральный художник Екатерина Шиманович утверждает, что эта образность давалась ей просто и легко:
– Наверное, потому, что я не считаю себя взрослой! Я еще не выросла, я полностью в своей стихии, мне не нужно было через себя переступать, чтобы все это придумать.
Полностью погрузилась в игру и исполнительница роли Кошки, лауреат международных конкурсов Елена Золова:
– Многие из солистов – родители. Мы знаем, как с таким материалом работать и как его преподносить. Хочется донести до детей содержание спектакля, чтобы они вышли из театра в прекрасном настроении, наполненные добротой, искренностью, правильными эмоциями и мыслями.
Посмотрев спектакль, могу сказать, что у театра это получилось.
Фото: Михаил Нестеров и Наталья Багрецова, Большой театр Беларуси